ИДЕИ МАЛОГО БИЗНЕСА
ПОМЕЩЕНИЯ И ОФИСЫ
ПЕРСОНАЛ
ФИНАНСЫ И НАЛОГИ
СТРАХОВАНИЕ
ЛОГИСТИКА
Что такое бизнес-план и для чего он необходим? Как правильно его составить?
Перейти в раздел >>
Как защитить свой бизнес? Чего следует опасаться начинающему предпринимателю?
Перейти в раздел >>
Какое оборудование нужно для ведения бизнеса? Как определиться с выбором?
Перейти в раздел >>

Малый бизнес и ВТО: каковы перспективы?

Покупка готового бизнеса за рубежом: легко ли это?

Малый бизнес у «нас» и у «них»: в чем отличия?
ВНЖ за бизнес: какие страны и на каких условиях могут предоставить вид на жительство тем, кто готов вкладывать деньги в их экономику?

Узнать подробности >>

Проблемы страхования малого и среднего бизнеса

Сложности кредитования малых предприятий

Формы и виды лизинга, их особенности
Малый бизнес в провинции: чем можно заняться в небольшом городке или поселке начинающему предпринимателю, в чем специфика такого бизнеса?

Узнать подробности >>

Этика бизнеса - что это такое и для чего она нужна?

Способы и критерии оценки стоимости бизнеса

Способы продвижения торговой марки на рынке
Инфляция и рынки: может ли инвестор рассчитывать на доход, намного выше инфляции?

Узнать подробности >>

Возвратный лизинг как привлечение средств

Как заключить договор факторинга

Кредитный дефолтный своп как причина кризиса

Способы и критерии оценки стоимости бизнеса


Оценке бизнеса всегда уделялось особое место. Это понятие включает в себя определение стоимости предприятия как субъекта деятельности, направленной на получение прибыли.
Любая организация, функционирующая как независимый субъект предпринимательской деятельности, нуждается в определении основных стоимостных критериев. Это вызвано объективной необходимостью владеть информацией об изменении стоимости бизнеса и его имущественного комплекса.

Имущественный комплекс предприятия включает в себя те функциональные составляющие, назначение которых в способствовании осуществления текущей деятельности, получении дохода. Это может быть недвижимость, транспортные средства, материалы, готовая продукция и товары, финансовые вложения, деловая репутация, товарные знаки.
Главная задача оценщика при определении стоимости бизнеса состоит в детальной и комплексной оценке всех его составляющих.

Любое предприятие - сложно организованная, многослойная структура. Ее границы зачастую могут распространяться на большой территории, и нередко иметь значительную географическую распространенность. Бизнес может включать офисные здания, сооружения, производственные и складские помещения, торговые площади.
Сложно преуменьшить значение организационной правовой формы и формы собственности оцениваемого предприятия.
Современным законодательством предусмотрены различные способы организации предпринимательской деятельности - от частной до холдингов и корпораций. В состав одного бизнеса может входить большое количество взаимосвязанных и аффилированных юридических лиц.

Объективная оценка бизнеса невозможна без всестороннего анализа движения денежных средств, источников их формирования и направленности расходования в пределах отдельных структурных частей и имущественного комплекса в целом. Кроме того, важное значение имеет критерий, учитывающий наличие в составе предприятия социально значимых объектов.
Стоимость оценки предприятия как хозяйствующего субъекта должна определяться с учетом того, что любая организация - это прежде всего юридически организованная структура. И любые его стоимостные характеристики должны оцениваться в разрезе предусмотренных законодательством условий деятельности.

Кроме этой отличительной особенности, нужно принимать во внимание и тот факт, что недостаточно оценить рыночную стоимость имущества, находящегося в собственности предприятия, то есть его материальных активов. Крайне важно учесть и его деловую репутацию, рентабельность и доходность производства, перспективы развития.
Капитал, составляющий базис любого бизнеса, обеспечивает деятельность всех подразделений бизнеса. При оценке необходимо рассмотреть и оценить стоимость собственных средств, как составляющей денежных потоков и часть актива предприятия - самую подвижную и быстрооборачиваемую.
Так, оценка акционерных обществ производится путем определения стоимости всего пакета акций, которые и представляют собой капитал.
Собственник бизнеса вправе распоряжаться им по своему усмотрению. Бизнес в подобном контексте можно рассматривать, как товар, как предмет купли-продажи или любой другой предусмотренной законодательством сделки.
Такая трактовка понятия бизнеса характеризует его и со стороны "полезности" для потенциального покупателя. Одним из основных назначений бизнеса как объекта сделки, бесспорно, является его рентабельность, способность приносить прибыль.

В случае убыточности предпринимательской деятельности, такой бизнес перестает быть полезным. Как правило, низкая или нулевая рентабельность становится движущим фактором продажи всей структуры. При наличии интересной и положительной репутации на рынке и возможности у инвесторов-покупателей вложить деньги в покупку стабильного, но по разным причинам недоходного бизнеса, с целью развить его до прибыльного, формируется спрос в его стандартном понимании. Такова технология формирования представления о бизнесе, как о товаре.
Но получение развитие такого бизнеса или создание на его базе иной сферы деятельности неизбежно требует финансовых вложений, затрат и инвестиций.

Совокупность и соотношение принципов затратности и полезности лежит в основе определения рыночной стоимости бизнеса. В таком понимании, любые произведенные вложения должны априори быть рентабельными и окупиться в расчетный срок.
Употребление понятия "бизнес" в контексте сделки купли-продажи и оценки, аналогично с товаром, не может не иметь характерных и отличительных особенностей, принципов и критериев.

Отличительные черты бизнеса как товара


Главной и основной особенностью бизнеса является инвестиционный характер производимых на его приобретение затрат. Это, как правило, долгосрочные вложения, окупаемость которых может быть длительной и медленной. При таких условиях, даже наличие бизнес-плана, расчетов и прогнозов не может гарантировать задуманного результата. Процент риска достаточно высок и должен быть объективно учтен при оценке. Низкая рентабельность уменьшает привлекательность бизнеса как объекта инвестирования. Именно из потенциальной возможности получения доходов составляет базисную основу определения рыночной стоимости бизнеса.

Кроме того, бизнес - это целостная структура, но объектом оценки и продажи могут выступать ее отдельные составляющие. Задача оценщика - рассчитать стоимость отдельных групп активов и их совокупностей.
И потом, спрос на бизнес, формируется не только под воздействием его внутренней организации. Большое влияние на его стоимость оказывают и макропроцессы. Экономическая ситуация, стабильность или ее отсутствие неизбежно вызывают колебания в потребности приобретения того или иного бизнеса. Те же процессы имеют обратное течение. Качество руководства бизнесом может влиять на экономическое положение на том или ином уровне. Бизнес должен быть грамотно регулируемым - это его отличие от товара, которому управление, как таковое, не нужно.

И наконец, принимая во внимание значимость бизнес-процессов для устойчивости экономической ситуации, объективно возникает необходимость государственного регулирования критериев оценки бизнеса, спроса на него и определение его стоимости. Особое значение это имеет при оценке компаний, часть пакета в которых находится в государственной собственности.


   Задать вопрос юристу
Если Вам требуется юридическая помощь, Вы можете получить ответ юриста по самым разным темам: налоги, финансы, арбитраж, недвижимость и т.д.

Задать свой вопрос >>
   Малый бизнес в цифрах

Настоящее и будущее малого бизнеса

Демографический портрет предпринимательства

Малый бизнес России. Что мешает развитию?

Преимущества и недостатки франчайзинга

В чем риск и выгодность венчурного бизнеса?

Основные инструменты торговой политики
Женский бизнес: чем лучше заняться женщине, решившей открыть свое дело?

Узнать подробности >>

Кого не следует принимать на работу?

«Тайный покупатель» - разведчики бизнеса

Как правильно составить резюме?

Нестандартные методы подбора персонала
Биржевой спекулянт – это не просто трейдер, торгующий акциями на пятиминутных графиках, это еще стратег, умеющий вовремя определить куда пойдут деньги.

Узнать подробности >>

Кризис заканчивается. Что делать дальше?

Энергосбережение во время кризиса

ВВП - основной биржевой показатель

Exchange Traded Funds - биржевые торгуемые фонды

Рынок: его сущность, функции, структура
© При цитировании гиперссылка обязательна. Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.