ИДЕИ МАЛОГО БИЗНЕСА
ПОМЕЩЕНИЯ И ОФИСЫ
ПЕРСОНАЛ
ФИНАНСЫ И НАЛОГИ
СТРАХОВАНИЕ
ЛОГИСТИКА
Что такое бизнес-план и для чего он необходим? Как правильно его составить?
Перейти в раздел >>
Как защитить свой бизнес? Чего следует опасаться начинающему предпринимателю?
Перейти в раздел >>
Какое оборудование нужно для ведения бизнеса? Как определиться с выбором?
Перейти в раздел >>

Малый бизнес и ВТО: каковы перспективы?

Покупка готового бизнеса за рубежом: легко ли это?

Малый бизнес у «нас» и у «них»: в чем отличия?
ВНЖ за бизнес: какие страны и на каких условиях могут предоставить вид на жительство тем, кто готов вкладывать деньги в их экономику?

Узнать подробности >>

Проблемы страхования малого и среднего бизнеса

Сложности кредитования малых предприятий

Формы и виды лизинга, их особенности
Малый бизнес в провинции: чем можно заняться в небольшом городке или поселке начинающему предпринимателю, в чем специфика такого бизнеса?

Узнать подробности >>

Этика бизнеса - что это такое и для чего она нужна?

Способы и критерии оценки стоимости бизнеса

Способы продвижения торговой марки на рынке
Инфляция и рынки: может ли инвестор рассчитывать на доход, намного выше инфляции?

Узнать подробности >>

Возвратный лизинг как привлечение средств

Как заключить договор факторинга

Кредитный дефолтный своп как причина кризиса

Малый бизнес России. Что мешает развитию?


Согласно результатам опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, всего 4% населения страны имеют собственное дело, а подавляющая часть россиян (82%) никогда не испытывала свои силы в роли предпринимателей. Задумываются об открытии собственного бизнеса только треть наших сограждан, а 11% опрошенных опыт частного предпринимательства не принес желаемых результатов. Такова текущая статистика малого бизнеса в нашей стране.

Однако другие статистические данные (в частности, содержащиеся в отчете Национального института системных исследований проблем предпринимательства), казалось бы, противоречат сложившейся картине. Наоборот, казалось бы, ситуация выглядит весьма оптимистично: в стране увеличивается и число малых предприятий, и число предоставляемых ими рабочих мест, и показатель по расходам на основные средства, понесенным малым бизнесом. В среднем, по данным отчета совокупный рост составил примерно 15%, а это говорит, что российский малый бизнес устремляется к своему процветанию.

Насколько такое видение ситуации соответствует действительности? Попробуем разобраться.

По данным Росстата, структура отечественного малого бизнеса в 2012 году по сравнению с предыдущим годом осталась неизменной. По-прежнему львиную долю сектора занимает торговля, ремонт автотранспорта и бытовых изделий (31,49%), далее следуют операции с недвижимым имуществом и строительство, чья доля в сумме составляет свыше 30% малых предприятий.

При этом в большинстве секторов малого бизнеса уменьшилось число предприятий. В особенности отрицательная динамика затронула основной и самый крупный сегмент – торговлю, ремонт автомобилей и других изделий, где сегодня действует на 2,6 тыс. предприятий меньше, чем в прошлом году.

Что касается роста числа предприятий малого бизнеса, отмеченный в первом квартале 2012 года, то он произошел в основном благодаря 8 тыс. новых предприятий в сфере операций с недвижимостью и 3,5 тыс. новых предприятий, специализирующихся на оказании жилищно-коммунальных услуг. Причем последние, как полагают некоторые эксперты, вероятнее всего, следует отнести к открытым формально, то есть созданным дроблением уже существующих предприятий в целях уменьшения налоговых платежей.

Таким образом, если исключить из рассмотрения сферы недвижимости и ЖКХ, то выяснится, что количество новых предприятий в целом не увеличилось. Более того, в этом году была отмечена тенденция к сокращению количества предприятий малого бизнеса. По данным Росстата, в первой половине 2012 года на одну тысячу действующих предприятий приходилось 21,4 официально закрытых, что на 5,1 предприятия больше по сравнению с предыдущим годом. Если учесть, что в этом году открылось на 0,6 предприятий меньше, чем в прошлом (из соотношения количества новых предприятий к одной тысяче существующих), то при сохранении данных тенденций общее сокращение количества предприятий малого бизнеса вскоре станет очевидным.

Причина такого явления, в том числе, – всевозможные административные барьеры, особенно заметные в регионах. По данным Всероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», о наличии таких барьеров заявили 76% предприятий малого бизнеса из числа участников специального опроса. При этом по оценке 9% опрошенных уровень барьеров является «крайне высоким», а 27% оценили его как «достаточно высокий».

Не слишком гладко обстоят дела и с коррупцией в российском бизнесе. Как показал опрос, 39,1 % руководителей оценивают ее уровень как «высокий». Хотя напрямую признались в том, что время от времени дают взятки чиновникам, только 19% респондентов, показателен тот факт, что 44% руководителей малых предприятий не стали отвечать на этот вопрос. Стоит также отметить, что, по мнению респондентов, в создании большинства проблем для бизнеса виноваты правоохранительные органы (40%), а не преступные структуры (26%).

Государство пытается найти выход из сложившейся непростой ситуации. Только за последние 3 года из федерального бюджета на поддержку малого бизнеса было выделено 124,5 млрд. рублей, однако эти деньги далеко не везде пошли впрок.

Чтобы удостовериться в этом, достаточно сравнить затраты на развитие малых предприятий с финансовыми результатами их деятельности. В среднем, эффективность малого бизнеса как налогоплательщика в 2 раза уступает эффективности крупного бизнеса, а расходы на поддержание аппарата чиновников, занятых реализацией соответствующих программ, достаточно высоки.

Кроме того, в настоящее время поддержка малого бизнеса, по сути, является своеобразной формой соцзащиты. Большинство мер господдержки подразумевают раздачу денег или льгот, что, в свою очередь, ведет к распространению ответной благодарности со стороны облагодетельствованных, проявляемой в таких формах, как лояльность на выборах или откаты.

Изменится ли ситуация к лучшему в ближайшие годы? Ответ на этот вопрос зависит как от того, сумеют ли субъекты федерации экономически эффективно распорядиться выделяемыми деньгами, так и от разработки новых мер господдержки, направленных на создание условий для развития малого бизнеса.


   Задать вопрос юристу
Если Вам требуется юридическая помощь, Вы можете получить ответ юриста по самым разным темам: налоги, финансы, арбитраж, недвижимость и т.д.

Задать свой вопрос >>
   Малый бизнес в цифрах

Настоящее и будущее малого бизнеса

Демографический портрет предпринимательства

Малый бизнес России. Что мешает развитию?

Преимущества и недостатки франчайзинга

В чем риск и выгодность венчурного бизнеса?

Основные инструменты торговой политики
Женский бизнес: чем лучше заняться женщине, решившей открыть свое дело?

Узнать подробности >>

Кого не следует принимать на работу?

«Тайный покупатель» - разведчики бизнеса

Как правильно составить резюме?

Нестандартные методы подбора персонала
Биржевой спекулянт – это не просто трейдер, торгующий акциями на пятиминутных графиках, это еще стратег, умеющий вовремя определить куда пойдут деньги.

Узнать подробности >>

Кризис заканчивается. Что делать дальше?

Энергосбережение во время кризиса

ВВП - основной биржевой показатель

Exchange Traded Funds - биржевые торгуемые фонды

Рынок: его сущность, функции, структура
© При цитировании гиперссылка обязательна. Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.